Для выполнения образовательной программы по курсу биологии во всех образовательных заведениях выделяется отдельный кабинет. Продуманное оформление, озеленение, грамотный подход в подаче дополнительной информации способствует лучшему закреплению материала и делает кабинет любимым местом для учеников.
С успехом используются в образовательном процессе организованные во многих школах живые уголки, где можно ежедневно наблюдать за жизнью мелких животных и растений. Также поддерживается практика опытных ботанических посадок на специально отведенных участках для самостоятельной исследовательской деятельности школьников.
Биология — предмет, затрагивающий многие области и потому нуждающийся в большом количестве наглядных пособий, современных коммуникационных средств, мультимедиа, устройств для обработки информации и других дополнительных материалах и аппаратуры.
Выбор и размещение растений в кабинете биологии
Требуемый уровень освещенности внутри помещения не допускает размещения цветов на подоконниках. Также запрещены ядовитые и колючие растения, что не противоречит требованиям СанПиН.
Рекомендуется использовать в оформлении кабинета растения, принадлежащие к определенным отделам и семействам с различными биологическими особенностями, на примере которых можно проводить демонстрации к темам. Например, с их помощью можно наглядно показать:
- Корневые видоизменения. Корневища, воздушные корни, луковицы.
- Листовую мозаику.
- Способы вегетативного размножения.
- Различия отделов растений (анатомические, физиологические, экологические) — цветковых, папоротникообразных, водорослей.
Помимо этого, комнатные растения могут пригодиться для экспериментов под руководством преподавателя, развивающих личные качества учащихся и формирующих навыки научно-исследовательской деятельности.
Правила оформления кабинета биологии
Отвечающими за оформление кабинета биологии лицами являются преподаватель и администрация ОУ. Под контролем администрации и согласно санитарным нормам в помещении проводится ремонт и переоборудование. Преподаватель занимается расстановкой растений, оформлением помещения портретами ученых, размещением стендов и распределением прочих материалов. Для мотивации рекомендуется использовать отдельный стенд с достижениями и результатами творческой деятельности учеников, на котором можно разместить также фотографии, итоги олимпиад, соревнований или научно-практических конференций.
Выбор оборудования для кабинета биологии
Кабинет должен быть оснащен в соответствии с перечнем учебного оборудования, определенным приказом Минобразования РФ от 27-12-93 529. В список входят необходимое количество дидактических и раздаточных материалов, микроскопов и посуды для лабораторных опытов, муляжей, коллекций и других наглядных пособий. Стоит учесть существование рекомендательного перечня, распространенного Минобрнауки касающегося существующего уровня развития технологий. Кроме вышеперечисленных предметов он включает:
- оргтехнику и компьютеры;
- средства визуализации информации, например, интерактивные доски;
- цифровые биолаборатории;
- мультимедийные системы для воспроизведения информации с цифровых носителей;
- предоставление программ для создания баз данных, получения и обработки информации, математических моделей.
Соблюдение техники безопасности (ТБ) в кабинете биологии
Для помещений, оборудованных лабораторным комплексом, в том числе для кабинетов биологии созданы определенные правила ТБ. Их выполнение зависит от доступности правил для прочтения учениками и ведение журнала ТБ.
- К любого рода исследованиям и работам в лаборатории учащиеся могут быть допущены только после подробного изучения инструкции и правил эксплуатации аппаратуры и пользования инструментами.
- Согласно правилам школьники должны оставаться в помещении только в присутствии преподавателя.
- На случай непредвиденных ситуаций и для оказания первой медицинской помощи необходимо иметь в кабинете огнетушитель и аптечку.
- Все материалы, посуду, реактивы, аппаратуру, инструменты следует обязательно хранить в закрытых шкафах или отдельном помещении.
Основные требования к кабинету биологии
Помещение прежде всего должно соответствовать:
- Общепринятым санитарным нормам ОУ.
- Действующим образовательным стандартам и нормативным актам Минобразования.
- Нормативным актам, действующим внутри школы.
Необходимо обеспечить полную безопасность кабинета биологии для обучения, проведения лабораторных и практических исследований. Помещение должно быть подготовлено к выполнению упомянутой программы, в полном объеме отвечая требованиям ФГОС.
Наличие современных средств коммуникации и технологических возможностей для хранения и обработки информации позволяет добиться максимального доступа к знаниям как своими силами, так и под руководством преподавателя.
В школах стали приниматься документы о предметных кабинетах, с подробным описанием правил эксплуатации помещений, требований к оснащенности наглядными пособиями, научно-методической литературой, техническим оборудованием. Также в них прописываются санитарные нормы, указывается обязательное наличие паспортизации помещения и назначаются ответственные за их выполнение.
Требования ФГОС
В соответствии с ФГОС вышеупомянутый кабинет необходимо интегрировать в школьную информационно-образовательную систему.
Таким образом рассчитывается организовать доступ к научной информации для учащихся, удаленное взаимодействие педагога и родителей школьников, общение и сотрудничество с заинтересованными профильными организациями.
В числе таких организаций, способствующих более эффективному развитию учеников, можно отметить:
- заповедники;
- НИИ с биологическим направлением;
- различные музеи;
- зоопарки.
Цель образовательного стандарта — в формировании у детей ощущения целостной научной картины мира, в которой одной из главных отраслей является биологическая наука. Добиться подобных результатов можно на примере изучения природных законов и проведения собственных исследований, а также изучая опыт ученых предыдущих поколений или проводя параллель между причинно-следственными связями и взаимодействием природных факторов.
К наиболее важным требованиям ФГОС относится развитие экологической культуры и формирование экологического сознания.
Из школьного курса известно, что человек — часть науки биология. Поэтому каждый обязан заняться ее изучением, хотя бы в рамках школьного курса.