КОГОБУ СШ пгт Арбаж
Кировская область, Аражский район, пгт Арбаж, ул Свободы 29
  • Независимая оценка качества подготовки обучающихся

    Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.

    Экзамены по всем учебным предметам (за исключением иностранных языков) проводятся на русском языке.
    На территории Российской Федерации ГИА-11 организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
    За пределами территории Российской Федерации ГИА-11 проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.

    Контакты по вопросам ГИА-11:

    Школа 883330 2-12-66
    Ответственный: Важенина Марина Геннадьевна, замдиректора по УВР
    Адрес электронной почты: arbagschool@yandex.ru

    "Горячая линия" Управление по образованию 883330 2-15-55
    Ответственный: Щекотова Людмила Васильевна
    Адрес электронной почты:uo43arb@yandex.ru

    ГИА 11 (ЕГЭ, ГВЭ)

    Порядок проведения ГИА Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
    Методические материалы Методические рекомендации по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ в 2020 году
    Заявление ЕГЭ Форма заявления на сдачу ЕГЭ
    Заявление ГВЭ11 Форма заявления на сдачу ГВЭ11
    Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего года
    Cогласие Согласие на обработку и передачу персональных данных
    Правила заполнения бланков Правила заполнения бланков ЕГЭ в 2020 году
    Сопроводительный бланк ГВЭ Сопроводительный бланк к материалам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена
    Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ГИА Апелляция о нарушении установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

    Апелляция подается в день проведения экзамена, не покидая ППЭ, члену ГЭК.

    Апелляция о несогласии с выставленными баллами Апелляция о несогласии с выставленными баллами при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
    Планирование Планирование деятельности ППЭ

    Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    ГИА-9 проводится:

    в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;

    в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;

    в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.

    Контакты по вопросам ГИА-9:

    Школа 883330 2-12-66
    Ответственный: Важенина Марина Геннадьевна, замдиректора по УВР
    Адрес электронной почты: arbagschool@yandex.ru

    "Горячая линия" Управление по образованию 883330 2-15-55
    Ответственный: Щекотова Людмила Васильевна
    Адрес электронной почты:uo43arb@yandex.ru

    ГИА 9 (ОГЭ, ГВЭ)

    Порядок проведения ГИА Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
    Заявление ОГЭ Форма заявления для обучающихся образовательных организаций, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования или самообразования
    Заявление ГИА9 Форма заявления для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
    Методические материалы Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2020 году
    Сопроводительный бланк ГВЭ Сопроводительный лист к материалам государственной итоговой аттестации 9 классов «ПАКЕТ С БЛАНКАМИ» ГВЭ
    Сопроводительный бланк ОГЭ Сопроводительный лист к материалам государственной итоговой аттестации 9 классов «ПАКЕТ С БЛАНКАМИ» ОГЭ
    Планирование Планирование деятельности ППЭ
    Заявление на участие в итоговом собеседовании Заявление на участие в итоговом собеседовании по русскому языку выпускника текущего года

    Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 36 "Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования и региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена" (утратило силу)

    Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 36
    "Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования и региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена"

    Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2013 г. N 755 настоящее постановление признано утратившим силу

    В соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" Правительство Российской Федерации постановляет:

    Утвердить прилагаемые Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования и региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена.

     

    Председатель Правительства
    Российской Федерации

    В. Путин

     

    Москва

    27 января 2012 г. N 36

     

    Правила
    формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования и региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена
    (утв. 
    постановлением Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 36)

     

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - федеральная информационная система) и региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена (далее - региональная информационная система).

    2. Организация формирования и ведения федеральной информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

    Организация формирования и ведения региональных информационных систем осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

    3. По решению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельность по эксплуатации соответственно федеральной и региональных информационных систем, в том числе по обработке информации, содержащейся в федеральной и региональных информационных системах, осуществляется с привлечением подведомственных им учреждений.

    4. Федеральная и региональные информационные системы являются государственными информационными системами.

    5. Обладателем информации, содержащейся в федеральной информационной системе, является Российская Федерация. От имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, содержащейся в указанной системе, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

    Обладателем информации, содержащейся в региональной информационной системе, является субъект Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации правомочия обладателя информации, содержащейся в указанной системе, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    6. В целях формирования и ведения федеральной информационной системы Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обеспечивает следующие мероприятия:

    а) техническое функционирование федеральной информационной системы;

    б) осуществление координации деятельности органов и организаций, осуществляющих внесение сведений в федеральную информационную систему;

    в) обеспечение безопасного хранения и использования сведений, содержащихся в федеральной информационной системе;

    г) осуществление автоматизированной обработки сведений, содержащихся в федеральной информационной системе;

    д) обеспечение доступа к сведениям, содержащимся в федеральной информационной системе, в установленном порядке;

    е) обеспечение защиты сведений, содержащихся в федеральной информационной системе;

    ж) обеспечение взаимодействия федеральной информационной системы с региональными информационными системами.

    7. В целях формирования и ведения региональных информационных систем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают следующие мероприятия:

    а) техническое функционирование региональных информационных систем;

    б) осуществление координации деятельности органов и организаций, осуществляющих внесение сведений в региональные информационные системы;

    в) обеспечение безопасного хранения и использования сведений, содержащихся в региональных информационных системах;

    г) осуществление автоматизированной обработки сведений, содержащихся в региональных информационных системах;

    д) обеспечение доступа к сведениям, содержащимся в региональных информационных системах, в установленном порядке;

    е) обеспечение защиты сведений, содержащихся в региональных информационных системах;

    ж) обеспечение взаимодействия региональных информационных систем с федеральной информационной системой.

    8. Формирование и ведение федеральной и региональных информационных систем, в том числе внесение сведений, их обработка, хранение и использование, взаимодействие федеральной и региональных информационных систем, доступ к информации, содержащейся в федеральной и региональных информационных системах, а также защита этих сведений осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

    9. Формирование и ведение федеральной информационной системы и региональных информационных систем, в том числе внесение сведений, их обработка, хранение и использование, взаимодействие федеральной и региональных информационных систем осуществляются с применением единых классификаторов и справочников, стандартизированных технических и программных средств, в том числе позволяющих осуществлять обработку сведений на основе использования единых форматов и классификаторов учетных данных и стандартных протоколов.

    Перечень и состав единых классификаторов и справочников, используемых в обязательном порядке в федеральной и региональных информационных системах, а также порядок их использования определяются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

    При учете сведений в федеральной и региональных информационных системах при необходимости используются данные, содержащиеся в базовых государственных информационных ресурсах, в порядке, определяемом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

    Поставка специализированных программных средств, применяемых для формирования и ведения региональных информационных систем, осуществляется в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации централизованно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

    10. В федеральную информационную систему вносятся сведения:

    а) о выпускниках общеобразовательных учреждений (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, наименование образовательного учреждения, в котором осваивались основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, номер класса, относится ли выпускник к категории выпускников, имеющих право на прохождение государственной (итоговой) аттестации в иной форме, форма обучения, профильные предметы и предметы для углубленного изучения);

    б) об участниках единого государственного экзамена (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, категория участника единого государственного экзамена, перечень общеобразовательных предметов, выбранных для сдачи единого государственного экзамена, относится ли участник единого государственного экзамена к лицам, требующим специализированного места на экзамене и (или) специализированных контрольных измерительных материалов (к лицам с ограниченными возможностями здоровья), информация о выдаче участникам пропусков на экзамены);

    в) об экзаменационных работах участников единого государственного экзамена (штрихкоды и номера бланков единого государственного экзамена, штрихкоды, номера и варианты контрольных измерительных материалов, результаты обработки бланков единого государственного экзамена);

    г) о результатах единого государственного экзамена (результаты оценивания заданий экзаменационной работы, количество набранных первичных баллов по типам заданий и в сумме, результат перевода количества первичных баллов в тестовые баллы по 100-балльной системе оценивания, набрано ли минимальное количество баллов единого государственного экзамена, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования);

    д) о свидетельствах о результатах единого государственного экзамена (фамилия, имя, отчество (при наличии) участника единого государственного экзамена, реквизиты документа, удостоверяющего личность, типографский номер бланка свидетельства, серийный номер, дата распечатки и дата выдачи свидетельства, номер и дата протокола с решением государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (федеральной экзаменационной комиссии) об утверждении результатов единого государственного экзамена, фамилия, имя, отчество (при наличии) и наименование должности должностного лица органа (учреждения), подписавшего свидетельство);

    е) о расписании экзаменов;

    ж) о количестве экзаменационных материалов, направленных в субъекты Российской Федерации для проведения единого государственного экзамена, и об их использовании;

    з) о поданных участниками единого государственного экзамена апелляциях о нарушении установленного порядка проведения единого государственного экзамена и (или) несогласии с результатами единого государственного экзамена (фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, подавшего апелляцию, результаты рассмотрения апелляции конфликтной комиссией субъекта Российской Федерации (федеральной конфликтной комиссией), утверждаемой в соответствии с порядком проведения единого государственного экзамена);

    и) о работниках, привлекаемых по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учредителей российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования (далее - учредители), к проведению единого государственного экзамена (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, образование и квалификация, вид работ, к которым привлекается такой работник на время проведения единого государственного экзамена, место и время их выполнения, реквизиты акта органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации (учредителя), в соответствии с которым такой работник привлечен к проведению единого государственного экзамена);

    к) о гражданах, аккредитованных в качестве общественных наблюдателей (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата аккредитации, наименование аккредитовавшего органа, реквизиты удостоверения общественного наблюдателя, место и дата проведения общественного наблюдения, наличие (отсутствие) близких родственников, сдающих единый государственный экзамен в текущем году, результаты общественного наблюдения);

    л) о пунктах проведения единого государственного экзамена (наименование организации, предоставляющей помещения для организации пункта проведения единого государственного экзамена, месторасположение пункта проведения единого государственного экзамена, информация об аудиторном фонде пункта проведения единого государственного экзамена, информация о рассадке участников единого государственного экзамена в пункте проведения единого государственного экзамена, реквизиты акта органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации (учредителя), в соответствии с которым утверждены количество пунктов проведения единого государственного экзамена и места их расположения, фамилии, имена, отчества (при наличии), реквизиты документов, удостоверяющих личность, места работы и должности руководителя и организаторов пунктов проведения единого государственного экзамена, уполномоченных представителей государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации (федеральной экзаменационной комиссии), фамилии, имена, отчества (при наличии), реквизиты документов, удостоверяющих личность, участников единого государственного экзамена, сдающих экзамен в пункте его проведения, результаты проведения единого государственного экзамена в пункте его проведения (протоколы, акты));

    м) об установленных контрольных цифрах приема, а также об объемах и о структуре приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования на обучение за счет средств федерального бюджета, квотах по целевому приему, количестве мест для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения;

    н) о правилах приема, об организации образовательного процесса, а также иные сведения, объявляемые образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с порядком приема в соответствующие образовательные учреждения;

    о) о заявлениях о приеме в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования и документах, представленных в соответствии с порядком приема в соответствующие образовательные учреждения, а также о таких документах, возвращенных образовательным учреждением;

    п) о результатах вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования, предоставленных льготах и зачислении лиц, успешно прошедших вступительные испытания в указанные учреждения;

    р) о лицах, отказавшихся от зачисления в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования (фамилии, имена, отчества (при наличии), реквизиты документов, удостоверяющих личность, таких лиц).

    11. В федеральную информационную систему вносятся следующие материалы:

    а) тестовые задания;

    б) данные о контрольных измерительных материалах для проведения единого государственного экзамена, ключах и критериях их оценивания (структура контрольных измерительных материалов по типам заданий, допустимые формы ответа на задания, перечень используемых вариантов контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам по датам проведения экзаменов, ключи правильных ответов, критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, шкалы перевода первичных баллов в тестовые баллы).

    12. В региональные информационные системы вносятся сведения:

    а) предусмотренные подпунктами "а" - "е" и "з" - "к" пункта 10 настоящих Правил;

    б) о количестве экзаменационных материалов, полученных в субъекте Российской Федерации для проведения единого государственного экзамена и об их использовании;

    в) о пунктах проведения единого государственного экзамена, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (наименование организации, на базе которой организован пункт проведения единого государственного экзамена, месторасположение пункта проведения единого государственного экзамена, реквизиты акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым утверждены количество пунктов проведения единого государственного экзамена и места их расположения, фамилии, имена, отчества (при наличии), реквизиты документов, удостоверяющих личность, места работы и должности руководителя и организаторов пунктов проведения единого государственного экзамена, уполномоченных представителей государственных экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации, фамилии, имена, отчества (при наличии), реквизиты документов, удостоверяющих личность, участников единого государственного экзамена, сдающих экзамен в пункте его проведения, результаты проведения единого государственного экзамена в пункте его проведения (протоколы, акты)).

    13. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, учредители, образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования вносят сведения в федеральную информационную систему.

    14. Образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вносят сведения в региональные информационные системы.

    15. В федеральную информационную систему вносятся:

    а) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учредителями - сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в""д" и "з" - "л" пункта 10 настоящих Правил;

    б) Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки - сведения, предусмотренные подпунктами "г""е" и "ж" пункта 10 настоящих Правил, и материалы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил;

    в) образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования - сведения, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 10 настоящих Правил.

    16. В региональные информационные системы вносятся:

    а) образовательными учреждениями, реализующими основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, - сведения, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 10 настоящих Правил;

    б) органами местного самоуправления - сведения, предусмотренные подпунктами "д" и "к" пункта 10 настоящих Правил;

    в) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - сведения, предусмотренные подпунктами "в" - "е" пункта 10 и подпунктами "б" и "в" пункта 12 настоящих Правил.

    17. Руководители органов и организаций, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, назначают лиц, ответственных за внесение сведений в соответствующие информационные системы. Лицам, ответственным за внесение сведений в соответствующие информационные системы, выдаются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи". Внесение сведений осуществляется после регистрации указанных лиц в соответствующей информационной системе. Внесение сведений осуществляется в электронной форме.

    18. В федеральную информационную систему ежегодно вносятся:

    а) сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил, - до 15 января;

    б) сведения, предусмотренные подпунктом "н" пункта 10 настоящих Правил, - до 1 февраля;

    в) сведения, предусмотренные подпунктами "б""и" и "л" пункта 10 настоящих Правил, - до 15 марта;

    г) сведения, предусмотренные подпунктом "е" пункта 10 настоящих Правил, - до 1 апреля;

    д) сведения, предусмотренные подпунктом "м" пункта 10 настоящих Правил, - до 1 июня;

    е) сведения, предусмотренные подпунктами "в" - "д""ж""з""к" и "о" - "р" пункта 10 настоящих Правил, - не позднее 1 дня со дня получения соответствующих сведений;

    ж) материалы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, - до 20 декабря.

    19. В региональные информационные системы ежегодно вносятся:

    а) сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил, - до 1 января;

    б) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 10 и подпунктом "в" пункта 12 настоящих Правил, - до 1 марта;

    в) сведения, предусмотренные подпунктом "е" пункта 10 настоящих Правил, - до 15 апреля;

    г) сведения, предусмотренные подпунктами "в" - "д""з" и "к" пункта 10 и подпунктом "б" пункта 12 настоящих Правил, - в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок проведения единого государственного экзамена и порядок приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования.

    20. В случае невозможности внесения сведений в сроки, установленные настоящими Правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, органы и организации, указанные в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, согласуют сроки внесения сведений в федеральную или региональные информационные системы соответственно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    21. Органы и организации, указанные в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, осуществляют мониторинг полноты, достоверности и актуальности внесенных ими сведений.

    22. Срок хранения сведений, внесенных в федеральную и региональные информационные системы, составляет 10 лет. После завершения срока хранения сведения исключаются из соответствующей информационной системы.

    23. Обмен информацией, в том числе при взаимодействии федеральной и региональных информационных систем, осуществляется в электронной форме через защищенную сеть передачи данных с применением шифровальных (криптографических) средств и (или) средств электронной подписи, получивших подтверждение соответствия требованиям, установленным Федеральным законом "Об электронной подписи".

    24. Обмен информацией при взаимодействии федеральной и региональных информационных систем осуществляется путем автоматизированного создания и направления копии информации, синхронизированной с оригиналом информации, хранящимся в соответствующей информационной системе. Обмен информацией осуществляется еженедельно, а в период проведения единого государственного экзамена - ежедневно.

    25. Доступ к сведениям, содержащимся в федеральной и региональных информационных системах, обеспечивается органам и организациям, указанным в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, в установленном настоящими Правилами порядке.

    26. Руководители органов и организаций, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, назначают лиц, имеющих право доступа к сведениям, содержащимся в соответствующих информационных системах. Лицам, имеющим право доступа к сведениям, содержащимся в соответствующих информационных системах, выдаются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".

    27. Доступ к сведениям, содержащимся в федеральной и региональных информационных системах, обеспечивается после регистрации лиц, указанных в пункте 26 настоящих Правил, в соответствующей информационной системе. Доступ обеспечивается в режиме реального времени. Доступ к персональным данным, содержащимся в федеральной и региональных информационных системах, обеспечивается в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".

    28. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учредителям обеспечивается доступ к сведениям, предусмотренным подпунктами "а" - "л" пункта 10 настоящих Правил, содержащимся в федеральной информационной системе.

    29. Образовательным учреждениям среднего профессионального образования и образовательным учреждениям высшего профессионального образования обеспечивается доступ к сведениям, предусмотренным подпунктами "д""м" - "р" пункта 10 настоящих Правил, содержащимся в федеральной информационной системе.

    30. Образовательным учреждениям, реализующим основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, обеспечивается доступ к сведениям, предусмотренным подпунктами "а""б""г""д""з" и "и" пункта 10 настоящих Правил, содержащимся в региональных информационных системах.

    31. Органам местного самоуправления обеспечивается доступ к сведениям, указанным в подпунктах "д""и" и "к" пункта 10 настоящих Правил, содержащимся в региональных информационных системах.

    32. Руководители органов и организаций, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, назначают лиц, имеющих право доступа к обработке сведений, содержащихся в соответствующих системах. Лицам, допущенным к обработке сведений, выдаются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи". Обработка сведений осуществляется после регистрации указанных лиц в соответствующей информационной системе. Обработка сведений осуществляется в электронной форме.

    33. Органы и организации, указанные в пункте 13 настоящих Правил, осуществляют передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением единого государственного экзамена и приемом граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования персональных данных обучающихся, участников единого государственного экзамена, лиц, привлекаемых к его проведению, а также лиц, поступающих в такие образовательные учреждения, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных.

    Органы и организации, указанные в пункте 14 настоящих Правил, осуществляют передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением единого государственного экзамена персональных данных обучающихся, участников единого государственного экзамена, лиц, привлекаемых к его проведению, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных.

    34. Хранение и обработка сведений, содержащихся в федеральной и региональных информационных системах, а также обмен информацией при взаимодействии федеральной и региональных информационных систем осуществляются после принятия необходимых мер по защите указанных сведений от повреждения или утраты, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации, включая следующие меры:

    а) разграничение доступа к федеральной и региональным информационным системам, наличие разрешительной системы допуска к федеральной и региональным информационным системам;

    б) целостность программных средств федеральной и региональных информационных систем, обрабатываемой информации, а также неизменность программной среды. При этом целостность указанных информационных систем проверяется при их загрузке по наличию идентификаторов их компонентов, а целостность программной среды обеспечивается отсутствием в информационных системах средств разработки и отладки программ;

    в) регистрация действий лиц, имеющих доступ к федеральной и региональным информационным системам, а также контроль от несанкционированного доступа;

    г) физическая охрана технических средств федеральной и региональных информационных систем (устройств и носителей информации), предусматривающая постоянное наличие охраны территорий и зданий, в которых эксплуатируются соответствующие информационные системы, а также исключение возможности неконтролируемого проникновения или пребывания на этих территориях и в этих зданиях посторонних лиц;

    д) тестирование функций федеральной и региональных информационных систем при изменении программной среды с помощью тест-программ;

    е) наличие средств восстановления федеральной и региональных информационных систем, предусматривающих ведение 2 копий программных компонентов информационных систем, их периодическое обновление и контроль работоспособности;

    ж) использование средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия;

    з) использование защищенных каналов связи;

    и) предотвращение внедрения в информационные системы вредоносных программного обеспечения и программных средств.

    35. Руководители органов и организаций, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, осуществляющих деятельность по эксплуатации федеральной и региональных информационных систем, а также имеющих доступ к сведениям, содержащимся в федеральной и региональных информационных системах, назначают лиц, ответственных за обеспечение мер по защите указанных сведений, предусмотренных настоящими Правилами.

    36. Органами и организациями, указанными в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, определяется модель угроз безопасности сведений, содержащихся в федеральной и региональных информационных системах. На основании модели угроз безопасности сведений, содержащихся в федеральной и региональных информационных системах, и в зависимости от класса соответствующих информационных систем, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации, руководители указанных органов и организаций осуществляют выбор установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации методов и способов защиты указанных сведений.

    37. При обнаружении нарушений использования установленных законодательством Российской Федерации в области защиты информации методов и способов защиты сведений, содержащихся в федеральной и региональных информационных системах, лицо, ответственное за обеспечение мер по защите этих сведений, незамедлительно сообщает об этом руководителю соответствующего органа (организации).

    38. Использование сведений, содержащихся в федеральной и региональных информационных системах, органами и организациями, указанными в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, осуществляется в рамках установленной компетенции.

    39. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки использует сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 10, и материалы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, содержащиеся в федеральной информационной системе, для организации проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе для организации разработки контрольных измерительных материалов, обеспечения экзаменационными материалами государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации (федеральной экзаменационной комиссии), а также осуществления централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена и обеспечения контроля за проведением единого государственного экзамена на территории Российской Федерации и за ее пределами.

    40. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки использует сведения, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 10 настоящих Правил, содержащиеся в федеральной информационной системе, для обеспечения контроля за приемом граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования.

    41. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учредители используют сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 10 настоящих Правил, содержащиеся в федеральной информационной системе, для обеспечения проведения единого государственного экзамена на территории субъектов Российской Федерации и в российских образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе для регистрации лиц, участвующих в едином государственном экзамене, на экзамены по выбранным ими общеобразовательным предметам, обработки и проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, организации выдачи свидетельств о результатах единого государственного экзамена, а также для обеспечения контроля за проведением единого государственного экзамена на территории субъектов Российской Федерации и в российских образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования.

    42. Образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования используют сведения, предусмотренные подпунктами "д""м" - "р" пункта 10 настоящих Правил, содержащиеся в федеральной информационной системе, для организации приема граждан в такие образовательные учреждения, в том числе для осуществления контроля за достоверностью сведений об участии в едином государственном экзамене граждан, поступающих в такие образовательные учреждения, и о полученных ими результатах единого государственного экзамена.

    43. Образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, используют сведения, предусмотренные подпунктами "а""б""г""д""з" и "и" пункта 10 настоящих Правил, содержащиеся в региональных информационных системах, для обеспечения информирования участников единого государственного экзамена о полученных ими результатах единого государственного экзамена и обеспечения выдачи свидетельств о результатах единого государственного экзамена и документов государственного образца о среднем (полном) общем образовании.

    44. Органы местного самоуправления используют сведения, предусмотренные подпунктами "д""и" и "к" пункта 10 настоящих Правил, содержащиеся в региональных информационных системах, для обеспечения информирования участников единого государственного экзамена о полученных ими результатах единого государственного экзамена и обеспечения выдачи свидетельств о результатах единого государственного экзамена.

    Руководители органов и организаций, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, для использования указанных сведений в случаях, предусмотренных пунктами 38 - 44 настоящих Правил, обеспечивают регистрацию в соответствующих информационных системах лиц, имеющих право доступа к сведениям, содержащимся в соответствующих информационных системах, не позднее чем за 2 рабочих дня до начала внесения сведений в соответствующую информационную систему.

    Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.

    Уважаемые коллеги!

    Ваша образовательная организация приняла участие в исследовании «Оценка по модели PISA» в 2021 году. Благодарим Вас за активное участие и соблюдение высоких стандартов проведения сопоставительных исследований — без этого получение результатов, отраженных в данном отчете, было бы невозможно. Хотим выразить надежду, что результаты исследования окажутся полезными для поддержки развития Вашей образовательной организации.

    Школьным учителям и администрации необходима объективная информация о том, насколько обучающиеся готовы к дальнейшему обучению и жизни в социуме. Оценка по модели PISA позволяет оценить функциональную грамотность, то есть оценивается не только воспроизведение полученных знаний, но и то, насколько хорошо обучающиеся могут экстраполировать свои знания и навыки и применять их в новых, нестандартных (нетипичных учебных), практических контекстах. Целевая группа исследования — пятнадцатилетние обучающиеся. В данном отчете представлены результаты Вашей образовательной организации по читательской, математической и естественно-научной грамотности по международной 1000-балльной шкале в соответствии с концепцией исследования PISA.

    Помимо образовательных результатов (информации о сформированности функциональной грамотности у обучающихся Вашей школы), исследование позволяет проанализировать факторы, связанные с качеством образования, понять вызовы, с которыми сталкивается образовательная организация, и внедрить адресные меры и практики, нацеленные на профилактику вызовов и дальнейшее развитие.

    Например, в данном отчете представлены показатели системы управления образовательной организацией и показатели образовательного процесса. Эти данные смогут дополнить Ваши представления о том, какие задачи необходимо решить для дальнейшего развития образовательной организации. При этом содержание возможных мер раскрыто в ряде рекомендованных материалов.

    Для анализа данных, представленных в отчете, удобнее всего использовать сопоставление. Результаты Вашей школы приводятся в сопоставлении со средними результатами по России за тот же период. При этом результаты могут (и скорее всего будут) отличаться от среднего по РФ. Важно не только найти расхождения, но постараться объяснить значение этого расхождения, найти его причину-объяснение и принять управленческое решение: поставить задачу развития или не предпринимать ничего. Важно, чтобы и в том и в другом случае решение было обосновано.

    Подробный анализ описанных в данном отчете факторов, проведенный на основе всех дополнительных сведений о школе, которыми Вы располагаете (данные национальных исследований, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по Вашей школе; динамика показателей Самообследования; анализ объектов ВСОКО), позволит определить актуальные цели и поставить задачи развития Вашей образовательной организации, достижение которых будет способствовать повышению качества образования и готовности обучающихся к дальнейшему учебному и личностному росту.

    Желаем успехов!

    С уважением,

    Национальный центр исследования «Оценка по модели PISA» Федеральное государственное бюджетное учреждение

    «Федеральный институт оценки качества образования»

     

    Термины и сокращения

    ВСОКО — внутренняя система оценки качества образования ОО — образовательная организация

    ESCS (index of economic, social and cultural status) — индекс экономического, социального и культурного статуса семьи учащегося PISA

    PISA (Programme for International Student Assessment) — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

     

    Полезные материалы

    Общие вопросы

    Публикации, рекомендуемые для полноценной работы с данным отчетом

    Публикации, посвященные интерпретации результатов исследования «Оценка по модели PISA»

    Публикации для развития представлений об управлении качеством образования

    Медиа

    Контакты

    Рассказать об опыте применения результатов исследования можно, написав на адрес help-pisa@fioco.ru

     

    1. Результаты Вашей школы

    В 2021 году в Оценке по модели PISA приняли участие 1 600 образовательных организаций (далее — ОО). Общероссийская оценка по модели PISA проводилась в 200 ОО из 43 субъектов Российской Федерации. В региональной оценке приняли участие 1400 ОО из 14 субъектов Российской Федерации.

    Ваша школа принимала участие в региональной оценке по модели PISA в 2021 году. В данной справке результаты школы представлены в сопоставлении со средними общероссийскими результатами по данным 2021 года.

      1. Результаты обучающихся Вашей ОО

    Количество обучающихся — участников исследования1 в Вашей ОО: 18 чел.

    Таблица 1.     Результаты обучающихся Вашей ОО

    Показатель

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Естественно- научная

    грамотность

    Ваша ОО

    Россия

    Ваша ОО

    Россия

    Ваша ОО

    Россия

    Средний балл (по 1000- балльной шкале)

    543

    497

    517

    498

    488

    476

    Доля обучающихся, не

    преодолевших пороговый уровень (уровень 2)

    6%

    15%

    6%

    19%

    11%

    17%

    Доля обучающихся

    с высокими результатами (уровни 56)

    17%

    7%

    6%

    11%

    0%

    1%

      1. Достижение уровней грамотности

    В «Оценке по модели PISA», как и в оригинальном исследовании PISA, выделяют шесть уровней для каждого вида грамотности, где пятый и шестой уровни — самые высокие, их достижение указывает на высокие компетенции; второй уровень — пороговый, его недостижение свидетельствует о недостаточно развитых базовых умениях — об учебной неуспешности2. Чем выше доля обучающихся, не преодолевающих пороговый уровень, тем хуже образовательная система обеспечивает профилактику низких результатов.

    1 Представлена итоговая численность участников исследования, результаты которых анализировались в расчетах после отсева некорректно заполненных тестов и анкет. Могут отличаться от изначального размера выборочной совокупности.

    1. Более подробно см. отчет по результатам исследования PISA-2018: описание уровней читательской (С. 17– 21), математической (С. 43–44), и естественно-научной грамотности (С. 33–34).
     

    Таблица 2.       Распределение участников исследования

    Вашей ОО по уровням грамотности (%)

    Грамотность

    Уровни грамотности

    Ниже уровня 1

    Уровень 1

    Уровень 2

    Уровень 3

    Уровень 4

    Уровень 5

    Уровень 6

    Читательская грамотность

    0%

    6%

    11%

    33%

    33%

    17%

    0%

    Математическая грамотность

    0%

    6%

    28%

    33%

    28%

    6%

    0%

    Естественно-научная грамотность

    0%

    11%

    39%

    50%

    0%

    0%

    0%

      1. Когнитивные навыки: что обучающиеся Вашей ОО знают и умеют делать

    Концепция исследования PISA предполагает получение результатов по трем видам грамотности (читательская, математическая, естественно-научная), каждый из которых имеет свою детализацию в умениях. Содержание каждого вида грамотности определено в Концепции исследования PISA. Сопоставительный анализ Концепции и ФГОС представлен по ссылке.

    Под читательской грамотностью понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.

    Надпись: Под читательской грамотностью понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.

    В Оценку по модели PISA включены три группы читательских умений3.

    • Умение находить и извлекать информацию: навигация в предоставленной информации для нахождения и извлечения одного или нескольких отдельных фрагментов информации, независимо от формата чтения (в печатном или цифровом виде).
    • Умение интегрировать и интерпретировать информацию включает в себя обработку прочитанного с целью придания тексту внутреннего смысла независимо от того, как он сформулирован.
    • Умение осмыслять и оценивать информацию включает в себя использование знаний, представлений и взглядов, выходящих за рамки текста, с целью соотнесения информации, представленной в тексте, с собственным учебным и социально-бытовым опытом и системой ценностей.

                                                                 

    Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.

    Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Организацией Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.

    Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях: 

    PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)

    TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)

    PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)

    TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)

    PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

    Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с Государственной итоговой аттестацией, Всероссийскими проверочными работами и Национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.

    Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семёрку лучших стран в международном мониторинговом исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.

    Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвящённые вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента образования и навыков ОЭСР, Аннэ-Берит Кавли – председатель IEA и Дирк Хастедт - исполнительный директор IEA.

    В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.

    Более подробную информацию по каждому из исследований можно узнать из соответствующей статьи:

    Социально-эмоциональные компетенции - результат образования в 21 веке

    Результаты PISA

    Результаты TIMSS-2015

    Национальные оценки качества образования

    Результаты PIRLS-2016

    О проекте «Образование 2030»

    Об исследовании PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

    Об исследовании TALIS (Teaching and Learning International Survey)

    Об исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)

    Об исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study)

    Об исследовании PISA (Programme for International Student Assessment)

     

    3 Умения в видах грамотности выделяются из общего результата, но сумма их средних не является эквивалентом грамотности, так как определение грамотности шире.

     

    Математическая грамотность — это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе.

    Надпись: Математическая грамотность — это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе.

    Согласно концепции исследования PISA, математическая грамотность подразумевает развитое математическое мышление, описываемое набором умений. Согласно концепции, такое распределение умений позволяет определить, насколько эффективно образовательные организации готовят обучающихся к использованию математики во всех сферах их личной, социальной и профессиональной жизни в XXI веке. Концепция подразумевают владение следующими умениями.

    • Умение формулировать задачу математически: решение начинается с выделения задачи в представленном контексте. Учащемуся необходимо определить, какие именно математические знания имеют отношение к описываемой ситуации, сформулировать ситуацию математически в соответствии с заданными условиями, упростить ситуацию, применив возможные допущения. Таким образом, обучающийся превращает «задачу в контексте» в «математическую задачу», которая может быть решена с помощью инструментов математики.
    • Умение применять математический аппарат: чтобы решить задачу с помощью математики, необходимо использовать математические концепции, факты, процессы и методы рассуждения для получения «математических результатов». Этот этап может включать в себя математические манипуляции, трансформации и вычисления, как с использованием математических средств, так и без них.
    • Умение интегрировать и интерпретировать полученные результаты: чтобы связать полученные математические результаты с контекстом задачи, их необходимо интерпретировать с точки зрения исходного условия. Таким образом, обучающийся должен интерпретировать полученные математические результаты и их обоснованность в контексте задачи реального мира.

    Естественно-научная    грамотность    понимается    как    способность    осознанного

    взаимодействия     с представления.

    научными

    идеями     и     задачами,     требующими     наукообразного

    Согласно определению исследования PISA, человек, обладающий естественно- научной грамотностью, способен и готов участвовать в аргументированной дискуссии о науке и технологиях. Для этого необходимо иметь сформированные умения.


    • Умение объяснять явления подразумевает способность распознавать, предлагать и анализировать научные объяснения целого ряда природных и технологических явлений.
    • Умение оценивать и применять методы научного познания подразумевает умение описывать, планировать и оценивать научные исследования и предлагать пути решения задач с научной точки зрения.
    • Умение научно интерпретировать данные подразумевает умение анализировать и оценивать данные, утверждения и аргументы, представленные в различных формах, и делать соответствующие научные выводы.
     

    Изучение уровней сформированности умений позволяет определить виды учебной деятельности, развитие которых дает возможность улучшить результаты. Сформированность умений коррелирует со средним значением по виду грамотности и выражается в баллах по 1000-балльной шкале.

    Таблица 3.     Результаты участников исследования Вашей ОО по видам умений

    Грамотность

    Умения

    Ваша ОО

    Россия

    Читательская грамотность

    1. Умение находить и извлекать информацию

    537

    497

    2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию

    545

    500

    3. Умение осмыслять и оценивать информацию

    551

    497

    Математическая грамотность

    1. Умение формулировать задачу математически

    511

    491

    2. Умение применять математический аппарат

    521

    497

    3. Умение интегрировать и

    интерпретировать полученные результаты

    530

    501

    Естественно-научная грамотность

    1. Умение объяснять явления

    485

    475

    2. Умение оценивать и применять методы научного познания

    490

    479

    3. Умение научно интерпретировать данные

    497

    476

      1. Анализ: группировка ОО

    Группы ОО по уровню результатов

    Для проведения анализа данных все ОО — участницы исследования, принявшие участие в оценке по модели PISA в разных регионах в 2021 г., были условно разделены на три группы: ОО с «низкими», «средними» и «высокими» результатами4. Данная группировка существенна для формирования адресных рекомендаций по отношению к конкретным вызовам, стоящим перед образовательными организациями, обладающими различными характеристиками.

    Так, например, школам, попавшим в группу с низкими результатами, чаще всего в первую очередь необходимы серьезные меры по повышению квалификации педагогов и повышение навыков администрации в вопросах самообследования. Школам с высокими результатами следует обратить внимание на достижение высоких уровней грамотности как можно большей долей обучающихся. Школам со средними результатами следует в первую очередь совершенствовать систему самообследования и ВСОКО, научиться определять проблемные темы и ставить задачи развития.

     

    4 Более подробно см. Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 (с. 5).

     

    При этом надо помнить, что образовательные результаты — это только один из показателей эффективности школы. Успешна ли школа в вопросах воспитания, профориентации? Зная ответы на эти вопросы, можно предположить, как работа школы сказывается на благополучии будущих выпускников.

    Надпись: При этом надо помнить, что образовательные результаты — это только один из показателей эффективности школы. Успешна ли школа в вопросах воспитания, профориентации? Зная ответы на эти вопросы, можно предположить, как работа школы сказывается на благополучии будущих выпускников.

     

    Рисунок 1.     Распределение ОО по результатам (общероссийская выборка, 2021 г.)

    Определение уровня результатов ОО, принявших участие в исследовании, основывается на уровнях грамотности, которых достигли ее обучающиеся по каждому виду грамотности (математическая, читательская и естественно-научная).

    Группы ОО по характеристикам контингента обучающихся

    Способность образовательной организации влиять на будущее благополучие школьников тоже может быть подвержена оценке. Относительным показателем развитости такой компетенции можно считать то, насколько успешно школа справляется c обучением школьников из группы риска низких учебных результатов.

    В рамках анализа предложена классификация групп образовательных организаций, критерием в которой выступает способность школы работать с рисковым контингентом.

     

    Рисунок 2.      Распределение ОО по признаку рисковости и резильентности (общероссийская выборка, 2021 г.) 5

    5 Здесь и далее сумма всех процентов в рамках одного показателя, вопроса может незначительно отличаться от 100% вследствие погрешности округления (например, 10,4% + 20,4% + 69,2% = 100%. При округлении: 10% +

    20% + 69% = 99%).

     

    При этом рисковыми являются ОО, в которых отмечается высокая концентрация обучающихся из группы учебного риска — не менее 30% обучающихся из семей с низким уровнем социально-экономического и культурного статуса (принадлежат к нижнему квартилю индекса социально-экономического и культурного статуса ESCS).

    Некоторые школы лучше других справляются с контекстными рисками и у них больше, чем в других ОО, резильентных обучающихся (обучающиеся с низким уровнем ESCS, которые достигают уровня 3 грамотности по шкале PISA по всем видам грамотности6).

    Группу рисковых ОО составляют резильентные и нерезильентные ОО. Резильентной может быть названа такая рисковая ОО, в которой выявлено 10% и более резильентных обучающихся от общего числа участников исследования. В нерезильентных ОО таких обучающихся меньше.

    К школам без выраженных рисков относится школа, в которой доля участников из нижнего квартиля ESCS составляет менее 30%. Если школа без выраженных рисков показывает средний результат 500 баллов или выше хотя бы по одному виду грамотности, при этом результаты по двум другим видам грамотности выше общероссийских, такая школа выделяется в группу «Нерисковые, 500+».

    Школы, в которых в исследовании приняли участие менее 5 обучающихся, не классифицируются по степени рисковости.

    Результаты Вашей ОО

    По результатам исследования Ваша ОО была отнесена к следующим группам:

    Таблица 4.     Группа результатов и характеристика контингента Вашей ОО

    Группы ОО

    Ваша ОО

    По уровню результатов

    Со средними результатами

    По степени риска

    Нерисковая (500+)

    Повысить резильентность может любая ОО, а не только школа с высокой концентрацией обучающихся из группы учебного риска. Для этого важно развивать навыки формирующего оценивания, развивающей обратной связи, индивидуализации образования среди всех педагогов образовательной организации.

     

    6 Всего таких уровней шесть.

     

    1. Показатели образовательного процесса и школьного климата

    Помимо когнитивных заданий, обучающиеся заполняли опросник, включающий ряд утверждений, направленных на выявление отношения к учебному процессу, особенностей организации образовательного процесса в ОО и других факторов, связанных с результатами обучающихся. На основе ответов, которые дали участники исследования на вопросы анкеты, были рассчитаны индексы, описывающие их представления и отношение к образовательному процессу:

    • Индекс адаптивных педагогических практик рассчитывался по ответам обучающихся на вопросы о том, как часто их учителя прибегают к следующим педагогическим практикам: планирование урока в соответствии с потребностями и уровнем подготовки класса; оказание учителем индивидуальной помощи, если у обучающихся возникают сложности с пониманием какой-либо темы или задания; изменение структуры урока, если тему урока большинство обучающихся считают сложной для понимания. Индекс достигает максимального значения, если, по ответам обучающихся, учителя применяют указанные практики «на каждом уроке», а минимального — если не применяют

    «никогда» или «почти никогда». В среднем по России обучающиеся, сообщавшие о высокой адаптивности преподавания учителей, достигают лучших результатов.

    • Индекс продуктивных взаимоотношений учителей и обучающихся рассчитывался по степени согласия участников с утверждениями: «большинство моих преподавателей действительно слушают то, что я говорю», «если мне нужна дополнительная помощь, я получу ее от моих преподавателей», «большинство моих преподавателей относятся ко мне справедливо». Всего было выделено три группы обучающихся: с низким, средним и высоким индексом продуктивных взаимоотношений. В целом по России заметно лучше с заданиями по всем видам грамотности справляются обучающиеся, которые отмечают, что находятся в продуктивных взаимоотношениях со своими учителями.
    • Индекс мотивации к изучению математики рассчитан по уровню согласия обучающихся с рядом утверждений, касающихся отношения к математике в жизни и планах на будущее. По значениям индекса обучающиеся были разделены на 4 группы: очень низкий, низкий, средний и высокий уровень мотивации7. Исходя из данных общероссийской оценки, обучающиеся с высокой мотивацией демонстрируют более высокие результаты.
    • Индексы уверенности в решении математических и естественно-научных задач рассчитаны как сумма баллов, набранных за согласие с утверждениями, в которых обучающиеся оценивали свою уверенность при решении разных типов задач. По значениям индекса обучающиеся были разделены на 4 группы: низкий, средний, выше среднего и высокий уровень уверенности. Исходя из данных общероссийской оценки, обучающиеся, уверенные в своих знаниях и умениях решать разные типы задач, демонстрируют более высокие результаты.
    • Индекс читательских стратегий построен на основе оценивания обучающимися уровня полезности различных читательских стратегий. Исследование показывает, что те, кто оценил     продвинутые читательские            стратегии                  высоко, а элементарные/неэффективные низко, получают более высокие результаты.

     

    7 Здесь и далее границы уровней устанавливались по данным общероссийской выборки.

     

    • Атмосфера на уроках оценивалась по ответам обучающихся на вопросы о том, насколько часто происходят различные ситуации (например, «учащиеся не слушают, что говорит преподаватель» или «на уроках шум и беспорядок»). Если обучающийся указывал, что практически на каждом или на большинстве уроков происходит четыре или пять предложенных ситуаций, это фиксировалось как «непродуктивная атмосфера на уроках». Если же ни одна описанная ситуация не встречается на регулярной основе на уроках — это «продуктивная атмосфера». ОО, где высокая доля обучающихся сообщает о непродуктивной атмосфере на уроках, в среднем показывают более низкие результаты.
    • Уровень буллинга по отношению к обучающимся в ОО как показатель школьного климата оценивался по ответам на вопрос, как часто за последний год они подвергались социальным (над ними насмехались, распространяли порочащие сплетни, держали в неведении относительно школьных дел) и агрессивным формам буллинга. ОО, где много обучающихся сообщает о проявлениях буллинга, в показывают более низкие результаты.

    Таблица 5.      Распределение8 участников исследования Вашей ОО по величине основных анализируемых показателей9

    Индекс адаптивных педагогических практик, уровень:

    Низкий

    Средний

    Высокий

    33%

    22%

    44%

    Индекс продуктивных взаимоотношений учителей и обучающихся, уровень:

    Низкий

    Средний

    Высокий

    11%

    72%

    17%

    Мотивация к изучению математики, уровень:

    Очень низкий

    Низкий

    Средний

    Высокий

    6%

    44%

    33%

    17%

    Уверенность в решении математических задач, уровень:

    Низкий

    Средний

    Выше среднего

    Высокий

    6%

    56%

    33%

    6%

    Уверенность в решении естественно-научных задач, уровень:

    Низкий

    Средний

    Выше среднего

    Высокий

    11%

    39%

    33%

    17%

    Индекс читательских стратегий, уровень:

    Низкий

    Средний

    Выше среднего

    Высокий

    33%

    33%

    17%

    17%

    Атмосфера на уроках

    Непродуктивная

    Средне продуктивная

    Продуктивная

    0%

    17%

    83%

    8 Здесь и далее: если для расчетов отдельных показателей недостаточно данных (участниками не даны ответы на соответствующие вопросы анкеты), в таблице ставится прочерк («–»).

    9 В таблице представлен процент от числа участников, давших ответы на соответствующие вопросы анкеты.

     

    Буллинг в школе может иметь долгосрочные последствия для психологического благополучия обучающихся, их семей и школьного сообщества. Подростки, участвующие в травле (как инициаторы, так и как жертвы конфликта), с большей вероятностью могут пропускать уроки, не ходить школу. Они также демонстрируют более низкие академические результаты, чем одноклассники, не имеющие конфликтных отношений со своими сверстниками.

    Таблица 6.      Распределение ответов обучающихся Вашей ОО на вопросы о формах буллинга (% ответов)

    Никогда или почти никогда

    Несколько раз в год

    Несколько раз в месяц

    Раз

    в неделю или чаще

    Нет ответа

    Другие учащиеся избивали или грубо обращались со

    мной

    100%

    0%

    0%

    0%

    0%

    Другие учащиеся угрожали мне

    94%

    6%

    0%

    0%

    0%

    Другие учащиеся забирали или портили мои вещи

    83%

    17%

    0%

    0%

    0%

    Другие учащиеся

    распространяли обо мне грязные сплетни

    89%

    11%

    0%

    0%

    0%

    Другие учащиеся смеялись надо мной

    61%

    28%

    11%

    0%

    0%

    Другие учащиеся не держали меня в курсе школьных дел

    61%

    22%

    17%

    0%

    0%

    Ряд вопросов анкеты позволяет получить сведения об оценке обучающимися своей жизни и здоровья, самооценке кругозора и направленности карьерных устремлений. Данные факторы не всегда напрямую связаны с уровнем образовательных результатов обучающихся, однако можно выделить некоторые тренды. Помимо этого, данные сведения могут содержать важную информацию о качестве школьного климата и возможных направлениях работы школьной педагогической команды.

    По данным общероссийской оценки по модели PISA, заявляемый уровень здоровья имеет незначительную связь с результатами: обучающиеся, выбирающие «срединные» варианты оценки собственного здоровья (около трех четвертей всех участников): «очень хорошее», «хорошее» и «удовлетворительное», показывают схожие результаты. Несколько более  низкие  результаты  фиксируются  в  «крайних»  группах  —  у обучающихся  с

    «отличным» и «плохим» здоровьем.

    Надпись: По данным общероссийской оценки по модели PISA, заявляемый уровень здоровья имеет незначительную связь с результатами: обучающиеся, выбирающие «срединные» варианты оценки собственного здоровья (около трех четвертей всех участников): «очень хорошее», «хорошее» и «удовлетворительное», показывают схожие результаты. Несколько более  низкие  результаты  фиксируются  в  «крайних»  группах  —  у обучающихся  с
«отличным» и «плохим» здоровьем.

     

    Таблица 7.     Оценка уровня своего здоровья обучающимися Вашей ОО (% ответов)

    Плохое

    Удовлетвори-

    тельное

    Хорошее

    Очень

    хорошее

    Отличное

    Нет ответа

    11%

    22%

    22%

    22%

    22%

    0%

    В целом по России уровень удовлетворенности жизнью связан с уровнем результатов: чем выше самооценка качества жизни, тем в среднем более высокие результаты показывают обучающиеся.

    Таблица 8.      Оценка удовлетворенности жизнью обучающимися Вашей ОО (% ответов)

    Удовлетворенность жизнью:

    Низкая

    (0–4 балла)

    Средняя

    (5–6 баллов)

    Высокая

    (7–8 баллов)

    Очень высокая

    (9–10 баллов)

    11%

    39%

    39%

    11%

    Анкета для обучающихся включала вопрос о том, насколько они осведомлены о глобальных вызовах современности. По данным общероссийской оценки по модели PISA, обучающиеся, сообщающие о том, что знакомы с проблемами из представленного перечня и способны объяснить их специфику, показывают более высокие результаты.

    Таблица 9.     Осведомленность обучающихся Вашей ОО

    о глобальных проблемах (% ответов)

    Я никогда не слышал об этом

    Я слышал об этом, но не смог бы

    объяснить, что это такое

    Я кое-что знаю об этом и могу объяснить это в общих словах

    Мне известно об этом, и я могу достаточно хорошо это

    объяснить

    Нет ответа

    Глобальные проблемы, связанные со здоровьем

    (например, эпидемии)

    0%

    11%

    50%

    39%

    0%

    Миграция

    (переселение людей)

    0%

    22%

    61%

    17%

    0%

    Голод и недоедание в различных частях мира

    6%

    22%

    61%

    6%

    6%

    Причины бедности

    0%

    6%

    83%

    11%

    0%

    Равноправие мужчин и

    женщин в разных частях мира

    0%

    11%

    61%

    28%

    0%

     

    Обучающихся спрашивали о том, какой профессией, по их ожиданиям, они будут обладать в 30 лет. Их ответы классифицировались в соответствии с Международной стандартной классификацией профессий (ISCO-08). По данным общероссийской оценки по модели PISA, карьерные ожидания обучающихся связаны с их результатами по всем видам грамотности.

    В целом по России профессии, относимые к категории специалистов, требующих высшего уровня квалификации, выбирают около половины обучающихся (46%). Обучающиеся, ориентированные на получение высшего образования, и те, кто стремится занять руководящую должность, показывают наивысшие результаты в исследовании. Наименее популярными являются рабочие профессии, обучающиеся, ориентированные на них, достигают более низкого уровня результатов.

    Таблица 10. Карьерные ожидания обучающихся Вашей ОО (% ответов)

    Код ISCO

    Профессиональная область

    Ваша ОО

    Россия

    1***

    Руководители

    0%

    8%

    2***

    Специалисты высшего уровня квалификации,

    в том числе:

    44%

    46%

    21** Специалисты в области науки и техники

    6%

    9%

    22** Специалисты в области здравоохранения

    17%

    9%

    23** Специалисты в области образования

    0%

    3%

    24** Специалисты в сфере бизнеса и

    администрирования

    0%

    3%

    25** Специалисты по информационно- коммуникационным технологиям

    6%

    7%

    26** Специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры

    17%

    15%

    3***

    Специалисты среднего уровня квалификации

    11%

    9%

    4***

    Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием

    0%

    0,6%

    5***

    Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности

    6%

    8%

    6***

    Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовства

    0%

    0,1%

    7***

    Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных

    занятий

    11%

    4%

    8***

    Операторы производственных установок и машин,

    сборщики и водители

    0%

    1%

     

    Код ISCO

    Профессиональная область

    Ваша ОО

    Россия

    9***

    Неквалифицированные работники

    0%

    0,1%

    0***

    Военнослужащие

    0%

    2%

    97**, 99**

    Не знаю/ нет ответа/ описание рода занятости без указания профессии

    28%

    21%

    1. Показатели, характеризующие систему управления в ОО

    Представители администрации ОО, принявших участие в оценке по модели PISA- 2021, заполняли анкету, ответы на вопросы которой позволяют оценить школьную систему управления. На основании ответов представителей администрации был рассчитан ряд индексов10.

    Рассчитанные индексы не рассматриваются как инструмент для оценки школы. Они могут быть использованы ОО для разработки единых подходов к самообследованию, показателей объектов ВСОКО и повышения объективности самооценки в части определения реальных вызовов, стоящих перед школой.

    Объективность индексов может быть ограничена, так как использованные показатели системы управления в ОО отражают субъективные оценки руководителей ОО и их  личное  мнение  относительно  выраженности  того  или  иного  фактора в образовательной организации. Данные общероссийской оценки указывают, что наименее объективными являются управленцы наиболее «слабых» школ.

    Надпись: Объективность индексов может быть ограничена, так как использованные показатели системы управления в ОО отражают субъективные оценки руководителей ОО и их  личное  мнение  относительно  выраженности  того  или  иного  фактора в образовательной организации. Данные общероссийской оценки указывают, что наименее объективными являются управленцы наиболее «слабых» школ.

    • Индекс воспринимаемых ограничений рассчитывается по количеству проблем, ограничивающих возможности развития школы (по оценке администрации). По значениям индекса было выделено 3 уровня ограничений: менее 30 — низкий уровень, от 30 до 50 — средний уровень, более 50 — высокий уровень. По данным общероссийской оценки по модели PISA показано, что школы с высоким количеством проблем и ограничений (т. е. с высоким индексом) показывают более низкие образовательные результаты.
    • Индекс профессиональных компетенций рассчитывался по ответам представителей администрации школ на ряд вопросов, направленных на выявление необходимых педагогических, технических, методических и организаторских навыков у учителей ОО. По значениям индекса было выделено 3 уровня компетенций: менее 60 — низкий уровень, от 60 до 80 — средний уровень, более 80 — высокий уровень. По общероссийским данным, школы с высоким индексом профессиональных компетенций учителей показывают более высокие результаты оценки по модели PISA.
    • Индекс владения современными педагогическими технологиями рассчитывался по оценкам представителей администрации школ на вопросы, сфокусированные на владении педагогами приемами групповых форм работы, проектной деятельности, индивидуализации образовательного процесса, технологиями формирования метапредметных результатов обучения и развития функциональной грамотности. По значениям индекса было выделено 3 уровня владения: менее 60 — низкий уровень, от

    10 Все индексы рассчитаны по 100-балльной шкале.

     

    60 до 80 — средний уровень, более 80 — высокий уровень. По данным общероссийской оценки по модели PISA показано, что школы с высоким индексом владения учителями современными педагогическими технологиями показывают более высокие результаты.

    • Индекс вовлеченности родителей основан на оценках представителей администрации активности участия родителей в мероприятиях школы и выполнения ими различных функций. По значениям индекса было выделено 3 уровня вовлеченности: менее 30 — низкий уровень, от 30 до 60 — средний уровень, более 60

    — высокий уровень. По общероссийским данным школы с высоким индексом вовлеченности родителей показывают более высокие результаты оценки по модели PISA.

    • Индекс материально-технических ресурсов рассчитывался по оценкам представителей утверждений, касающихся скорости подключения к сети Интернет, количества и качества цифровых устройств и учебной литературы, здания и отдельных помещений школы, учебных материалов. По значениям индекса было выделено 3 уровня оснащения: менее 50 — низкий уровень, от 50 до 75 — средний уровень, более 75 — высокий уровень. По общероссийским данным школы с высоким индексом материально-технических ресурсов показывают более высокие результаты оценки по модели PISA.

    Более подробно со всеми индексами и сравнительными результатами образовательных достижений можно познакомиться в отчете «Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021».

    Таблица 11. Показатели Вашей ОО, характеризующие школьную систему управления

    Индекс

    Среднее значение11

    Индекс самооценки Вашей ОО относительно РФ12

    Ваша школа

    Россия13

    Индекс воспринимаемых ограничений

    39

    39

    Средний уровень ограничений

    Индекс профессиональных компетенций

    76

    70

    Средний уровень компетенций

    Индекс владения современными педагогическими технологиями

    80

    71

    Средний уровень владения

    Индекс вовлеченности родителей

    8

    49

    Низкий уровень вовлеченности

    Индекс материально-технических ресурсов

    50

    65

    Средний уровень оснащения

     

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie